Пожарная безопасность
Большинство детей не знают, что надо делать во время пожара, поэтому взрослые испытывают особую тревогу за них. Дети от страха могут спрятаться под кровать или в другой укромный угол, вместо того, чтобы убежать или позвать на помощь. Пожары часто возникают из-за шалостей детей. Взрослым необходимо ознакомить каждого ребенка с правилами пожарной безопасности. Можно использовать различные методы и приемы: чтение художественной литературы, беседы, наглядный материал, игры, экскурсии, рассказы. Работа в этом направлении должна вестись в тесном контакте с родителями. Только в этом случае у дошкольников могут сформироваться прочные знания о правилах пожарной безопасности
Игровой проект «Ночью и днем будь осторожен с огнем».
Цель: Закреплять у детей старшего дошкольного возраста знания правил пожарной безопасности в экстремальных ситуациях, учить применять полученные знания в реальной жизни. Воспитывать ответственность за свои поступки.
Задачи проекта:
1.Познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.
2.Формировать чувство повышенной опасности огня.
3.Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, которая помогает тушить пожар.
4.Убедить в необходимости выучить важную информацию о себе (фамилию, имя, домашний адрес, номер телефона).
5.Формировать умения и навыки вести беседу, развивать любознательность, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
6.Развивать силу и ловкость.
Предварительная работа.
1.Беседы: «Пожарная машина и ее оснащение».
«Опасность в доме», «О профессии – пожарный», «Скоро Новый год»,
2.Д/и «Самый лучший», «Хорошо-плохо», «Горит – не горит», «Четыре стихии», «Доскажи слово», «Разложи по порядку» (работа с моделями), «Слушай внимательно»
3.Сюжетно-ролевые игры: «Мы – пожарные», «Пожарные на учении», «Окажи помощь пострадавшему», «Спасатели», «Пожар в лесу», «Семья».
4.Викторина «Береги свой дом от пожара».
5.Инсценировка «Кошкин дом», С.Маршак.
6.Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений и отгадывание загадок по теме.
Оборудование: гимнастическая стенка с колокольчиками, д/и «Разложи по порядку».
Презентация проекта.
Введение в игровую ситуацию.
-Дети, отгадайте загадку:
«Он и греет, он и жжет, он живой, но не живет.
Он и светит, и слепит, он и добр, и сердит.
Живет рядом с нами, требует вниманья.» (Огонь)
Помните, мы с вами читали произведение С. Маршака «Пожар», там по вине девочки Лены в доме случился пожар? Послушайте еще раз, что случилось с домом Лены:
-Приоткрыла дверцу Лена-
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол…
Выдвигаем проблему:
- Случилась беда, загорелся дом. Что делать?
Поэтапное решение проблемы. (Диалоговая беседа)
-попытаться потушить огонь, если он маленький;
-если огонь большой, надо срочно покинуть помещение;
-вызвать пожарную команду по телефону «01». ;
-если горит одежда, надо ее сорвать с себя и т.д.
Сейчас мы разделимся с вами на группы, каждая из которых расскажет нам как справиться с этой бедой.
Выдвигаем гипотезы:
1.Вызвать пожарных.
2.Рассказать, как себя вести во время пожара (с опорой на модели).
3.Рассказать о профессии «пожарный» и о пожарной машине.
4.Чтобы этого не случилось, нужно знать:
правила пожарной безопасности.
1.Проводится игра «Вызов пожарных» (с группой детей из 4 человек)
Описание игры: подбежать к телефону, набрать номер «01», назвать свой адрес и сказать, что случилось.
Произнести хором девиз: «Пусть помнит каждый гражданин-пожарный номер 01».
2.Группа детей, состоящая из 5 человек, выходят вперед с карточками – моделями в руках и рассказывают последовательность действий при пожаре.
1-ребенок: (на картинке – огонь)
«Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем».
2-ребенок: (на картинке – убегающий человечек)
«Если много-много дыма,
То тебе необходимо
Постараться не дышать,
Очень быстро убежать!»
3-ребенок (на картинке – телефонная трубка)
«Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
4-ребенок: (на картинке – балкон-схема)
«Если около дверей
Полыхает злой огонь,
Постарайся поскорей
Выбежать на свой балкон».
5-ребенок: (на картинке – рука)
«На балконе не стоять,
А скорей на помощь звать,
Быстро взрослые придут,
Наконец тебя спасут»!
3.Третья команда детей из 4-х человек расскажет нам о профессии «пожарный» и о пожарной машине.
Загадать загадку:
«С огнем бороться мы должны, мы смелые работники,
С водою мы напарники, мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные).
1-ребенок выходит с картинкой, на которой изображен пожарный.
«Пожарные должны быть смелые, храбрые, сильные, умные, находчивые, сообразительные. Трусливых и слабых людей не возьмут в пожарные. Пожарные одеты в костюмы, сшитые из прочной ткани. Эти костюмы не промокают. На пожарном надеты – каска, сапоги, рукавицы, ремень. Все это защищает пожарного от огня.
Проводится игра: «Пожарные на учении»
Цель: Упражнять в лазании по гимнастической лестнице, развивать ловкость.
Играющие делятся на две команды – это пожарные. По сигналу дети по очереди взбираются по гимнастической лестнице, звонят в колокольчик, слезают и встают в конце колонны.
Загадать загадку:
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина (пожарная машина).
2-ребенок выходит с картинкой, на которой изображена пожарная машина.
Пожарная машина красного цвета, чтобы ее хорошо было видно, когда она мчится на пожар. Пожарная машина нужна для того, чтобы тушить пожар. У машины есть пожарные рукава, с помощью которых тушат пожар водой. Воду набирают из бочек или из ближайшего пруда. Машина оборудована пожарной лестницей. Она нужна, чтобы тушить пожар на высоте.
Проводится игра: «Сложи пожарную машину».
4.Чтобы не случилось пожара, нужно знать правила пожарной безопасности. Об этом расскажет следующая команда детей (5 человек).
Дети рассказывают по картинкам:
- Не подходи близко к печке, газовой плите, костру. Помни, что ткань твоей одежды может вспыхнуть.
Загадка: – Шипит и злится, а воды боится,
С языком, а не лает, без зубов, а кусает(огонь).
- Не шали со спичками, зажигалками, не включай без взрослых елку, свечи, бенгальские огни. Может вспыхнуть пожар.
Загадка: – Это темный, темный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер может вспыхнуть как костер.
- Будь осторожен с электроприборами. Не включай без взрослых утюг, телевизор.
Загадка: Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил …(утюг).
- Не разводи костров. Это может привести к большим пожарам.
Загадка: -Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву.
- Не играй с предметами бытовой химии. Если распылять их вблизи огня, может случиться пожар.
Загадка: – Пострадаешь точно ты
Если около плиты,
Лаком будешь ты играть и баллончик…(распылять).
Вывод: – Дети, как вы думаете, можно добиться, чтобы не было пожаров? Да!
- Можно, только надо помнить правило:
«Сам с огнем не играй и другим не позволяй»! – повторить хором с детьми.
Постановка новой проблемы:
В-ль: – Молодцы, ребята! Вы помогли девочке Лене быстро «потушить дом», были сильными, ловкими, умелыми. Я надеюсь, что в экстренной ситуации вы не растеряетесь. А Лене и ее маме теперь придется строить новый дом. Хотите им помочь?